В Петербурге прошел «Парад трамваев Победы»
В торжественный рейс вышли ветераны петербургского Горэлектротранса. Трамваи военных лет проехали по центру Северной Столицы, их маршрут пролегал от Васильевского острова до знаменитой «Блокадной подстанции» на Фонтанке. В пути трамвайную колонну встретил губернатор Петербурга Александр Беглов. Вместе с колонной он доехал до площади Белинского, где возложил цветы к мемориальной доске, установленной на здании подстанции.
— Ленинградский трамвай — тоже герой блокадных дней. Он был не просто городским транспортом. Трамваи доставляли боеприпасы на передовую, когда фронт подошел вплотную к городу, на них возили грузы, муку на хлебозаводы. На трамваях-«американках», переоборудованных под санитарные, везли в госпиталь раненых бойцов, — напомнил Александр Беглов.
Ветераны Горэлектротранса приняли участие в торжественном рейсе. Фото предоставлено пресс-службой Горэлектротранса
Парад трамваев организовал Горэлектротранс при поддержке Комитета по транспорту в память о людях, силами которых в осажденном Ленинграде запустили трамвайные линии. Звонок пассажирского трамвая, прозвеневший 15 апреля 1942 года стал для людей символом веры в победу.
— То, что происходило в те дни — это, конечно, реальный героизм, абсолютно сопоставимый с героизмом на линии фронта. Трамваи работали так же, как танки на фронте. И сегодня они важные участники общегородского парада. Трамвай такой же символ блокадного города, как закамуфлированные купола Исаакиевского собора; спрятанный под маскировку Смольный; как люди, стоящие с карточками в очереди; как женщины, которые черпают воду на Неве из проруби. Ленинградцы, выводивший не линию блокадные трамваи, стоят в одном ряду с героями-воинами. Нет в мире примеров подобного героизма. И, дай Бог, не будет, — выразил надежду директор петербургского Горэлектротранса Денис Минкин.
В состав колонны «Трамваев Победы» вошли пять вагонов , в том числе пассажирские МС, ЛМ-33 и грузовой трамвай. Все они — трамваи довоенного выпуска, работавшие в Ленинграде во время войны.
В колонне участвовали вагоны довоенного выпуска. Фото предоставлено пресс-службой Горэлектротранса
С апреля по июнь 1942 года в Ленинграде запустили семь линий пассажирских трамваев. Это был максимум, который мог обеспечить электроэнергией осажденный город. Затем энергетикам удалось продолжить по дну Ладожского озера кабели, с ноября 1942 года по нему в Ленинград стала поступать энергия с Волховской ГЭС. Этот кабель назвали «Кабелем жизни».
Фрагмент кабеля жизни, поднятый со дна Ладожского озера, в 2020 году подсказал идею одноимённой акции, приуроченной к Году памяти и славы. Живой свидетель отчаянной борьбы и веры ленинградцев стал смысловым ядром художественной акции, проходящей под эгидой интеграции Петербурга и Ленобласти.
— «Кабель жизни» объединяет вокруг истории прорыва энергетической блокады Ленинграда современный Санкт-Петербург, Волхов, Кобону и Новую Ладогу. В Петербурге эта тема раскрывается через работу трамвая и историю «Блокадной подстанции» на Фонтанке, — подчёркивают в Горэлектротрансе.