проверенные курсы и схемы для заработка Тетахилинг с Надеждой Эксперт в области астрологии Международный наркологический центр Таро онлайн Елена Третьякова Репетитор
Куда пойти СПбНовости Питера

История Невского проспекта «О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все…

История Невского проспекта

«О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется», — так заканчивал Н.В.Гоголь свою одноименную повесть об этой удивительной улице…

Как же так, отчего же центральный проспект Северной столицы, безусловно ставший не просто «лицом» или «визиткой» города, мог вызывать столь удивительные реакции художников. Ведь Гоголь не единственный, кто «не любил» Невский, был еще один масштабный художник слова – А.Блок, который также предпочитал «держатся поодаль» от этой главной магистрали Петербурга.

Парадоксальность во всем…

Невский начинался как простая грунтовая дорога, проложенная исключительно для подвоза материалов к первой российской верфи на Балтике – Адмиралтейству. А с Адмиралтейства, собственно, и начиналась история правобережной части Петербурга.
Эта дорога прокладывалась через болото (дельта Невы здесь была лесистой и заболоченной местностью) и должна была соединить крепость-верфь и с Новгородским трактом (который проходил тогда приблизительно по линии современной Лиговки), и с Александро-Невской лаврой. В общем-то, Невский проспект появился как соединение двух дорог от Адмиралтейства и лавры к торговому тракту. Случилось это в 1710 году. По поводу «рождения» Невского существует легенда, что дорога эта (как единственная, а не как две разных) строилась (рубилась из леса) сразу с двух концов, когда со стороны лавры её рубили монахи, а со стороны Невы – шведы, взятые в плен.

«Стыковка» этих двух «лесорубных коридоров» произошла на месте современной площади Восстания. И вот тут обнаруживается, что дорога эта, вопреки «генеральному плану» самого Петра I не прямая, как стрела, а изломанная! Причем, излом пришелся как раз на «место встречи». Несложно вообразить, что сделал бы главный строитель – император – с теми, кто так сильно «видоизменил» его идею, если бы таковое не было задумано самим проектантом. А задумка тут была именно в трехлучевом решении направления городского строительства, когда от Адмиралтейства планировалось продолжить три луча-проспекта, исходящих из одной точки, равновеликих и равноотстоящих друг от друга. Лучи эти – Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Этот центральный трезубец дополнялся и двумя разнонаправленными лучами (под 180`) улиц Миллионной и Галерной, которые располагались параллельно Неве. В итоге выходила пятилучевая композиция формирования столицы.

Так вот, если приложить всю эту «геометрию» на карту столицы, то очевидно, что прямой луч Невского никак не мог дотянуться до лавры… К тому же и задачи, очевидно, у него были иные – соединить с торговым трактом верфь.

Так и получилась из одного этого отрезка Невская Першпектива, которую замостили лишь в 30-е гг.18 века, а второй участок (до лавры) был замощён уже в 60-е гг., тогда же их и объединили в единый проспект.

К слову, поначалу Невский, как и прочие сухопутные дороги столицы, был не особо «в почете», поскольку самодержец-основатель Петербурга не только сам предпочитал иные транспортные решения (а именно – водные), но и народ питерский к тому усердно приучал. В подтверждение тому – и история с невскими мостами, и с первыми извозчиками, и даже трамваями. Новая российская столица должна была соответствовать идее Петра I о «Северной Венеции», поэтому и передвигаться в городе все должны были никак иначе – лишь на лодках.

Еще одна строго петербургская «парадоксальность» Невского проспекта связана с его нумерацией и солнечным освещением. Удивительно, но даже стороны этого проспекта имеют свои неофициальные названия: так, четная правая часть – это «солнечная» сторона, а вот левая нечетная – «теневая». Почему? Потому что из-за особенностей северное освещения, эта левая часть никогда не попадает в зону солнца, т.е. даже в солнечные дни, одна сторона Невского все равно в тени!

Такая же «неожиданность» и с нумерацией зданий на Невском. Во времена Николая I было проведено официальное упорядочивание общей системы нумерации зданий по всем городам империи. И с 1834 года повсеместно четные номера строений идут по правую руку, а нечетные – по левую. Так было и в столице. Однако уже в 1858 году в Петербурге «загадочным образом» эта система оказывается перевернутой, и дома на Невском остаются расположенными наоборот – четные на левой стороне, нечетные — на правой.

Интересно также, что Невский проспект получил свое название не сразу, историки говорят, что эта центральная дорога столицы имела в разные периоды времени разные названия, число которых доходит до 15-ти. Собственно Невским это проспект стал в 1776, а его последнее переименование пришлось на довоенный период СССР, когда эта улица называлась проспектом 25-летия Октября. Но уже после снятия блокады Невский, как многие иные площади и улицы, вернулись к историческим названиям.

Как Невский стал главным проспектом?

Впрочем, вернёмся к плану «лучей» от Адмиралтейства. Забавно, что Невский среди них занимает далеко не центральное положение. Иными словами, луч, ставший в итоге основным проспектом столицы, является боковым! Тогда как в центре первого эскиза города расположен луч, ставший Гороховой улицей!

Именно она по плану выходила главной, хотя изначально была лишь только помеченной. Когда же в 18 веке происходит окончательное утверждение левобережной стороны столицы как центральной и градообразующей, когда возникает еще один смысловой и доминирующий «центр» — Зимний дворец, а после и его площадь с набережной, тогда возникает очевидное «противостояние» и архитектурное «напряжение» между бывшим центром – Адмиралтейством, и новым – Зимним. Вот в такой ситуации гармонизирующим элементом центра города и становится боковой луч Невского проспекта, который оказывает ближе к Дворцовой площади и набережной.

Как застраивался Невский?

Поначалу застройка главной улицы столицы осуществлялась произвольно – тут были и дворцы (кстати, самый «старший» из них и сохранившийся до нас – Строгановский дворец – 1753/54гг) и усадьбы, которые, что интересно – считались «загородными» (поскольку Петр желал видеть центр своего города на другом невском берегу – на Васильевском острове)
После пожара (можно урл) 1736 года проспект запретили обустраивать деревянными домами, так Невский стал обрастать каменными сооружениями.

Более того, властями было повелено строить на проспект «единым фасадом», когда все здания образовывали сомкнутый фронт к улице. После эта идея перекинулась и на иные районы столичной застройки и просуществовала в таком виде вплоть до минувшего века. Это привело к образованию питерских «улиц-коридоров» с их изолированными внутриквартальными территориями и дворами-колодцами. Вместе с этим стала возрастать этажность строений, стали «входить в моду» доходные дома, которые постепенно и вытесняли усадьбы и особняки из центра города.

Впрочем, этажность сооружений также имела свои ограничения. Невский проспект, как и большинство старых улиц столицы, имеют свою преобладающую горизонтальную особенность – все жилые, торговые или промышленные здания не выше 5-6 этажей. Ограничителем служил уровень в 23,5 м – такую высоту имел карниз Зимнего дворца, выше которого строить было нельзя.

Строгая фронтальная застройка касалась не только жилых или торговых зданий, на одной линии приходилось ставить и дворцы, которые ранее строились по старой традиции в глубине дворов – между двором и садом.

Фото: boro.di

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика 4508650191ceed38
Закрыть
Закрыть