Памятник Зодчим Санкт-Петербурга. В Александровском парке создан целый комплекс, посвященный истории Санкт-Петербурга. Здесь представлены:…
Памятник Зодчим Санкт-Петербурга.
В Александровском парке создан целый комплекс, посвященный истории Санкт-Петербурга. Здесь представлены: памятник Апостолу Петру — покровителю города, исторический центр Петербурга в миниатюре со всеми знаменитыми зданиями и скульптурная композиция зодчих — авторов этих зданий. Идейным вдохновителем и автором всего комплекса является известный скульптор Александр Таратынов.
На композиции «Зодчие» (установлена в 2011 году) — 8 архитекторов, внесших значительный вклад в формирование облика Санкт-Петербурга. Они жили в разное время, творили самостоятельно, но Таратынов объединил всех их за одним столом. Начнем по порядку.
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Родился на Урале в семье крепостного у графа Строганова.
В 1801 году Андрей Воронихин начал работу над своим главным проектом — Казанским собором. Победе его в конкурсе способствовало то, что им руководил не кто иной как сам граф Строганов. В 1806-1811 годах Воронихин строил здание Горного института, который наряду с Казанским собором — единственные творения мастера, дошедшие до нас в первоначальном виде.
Жан Франсуа Тома де Томон (1759? -1813). Точное место и время рождения неизвестны.
Первым реализованным проектом Тома де Томона в Петербурге стала реставрация здания Большого (Каменного) театра (до нашего времени не сохранился).
Но главной его работой стал архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова (здание Биржи, Ростральные колонны, гранитная парадная пристань). Кроме Петербурга, Тома де Томон также спроектировал здания театра и военного госпиталя в Одессе.
Тома де Томону не довелось присутствовать на открытии Биржи. В 1813 году он упал с лесов, обследуя здание Большого театра. Оправиться от полученных травм он уже не смог. Трагическое совпадение в том, что та же участь и в том же месте постигла его предшественника — Антонио Ринальди (автора Большого театра), в свое время тоже упавшего с лесов того же театра.
В 2018 году в прессе поднялась шумиха, что вместо Тома де Томона в композиции изображен совсем другой человек — шотландский химик Томас Томсон. И посыпались обвинения Таратынова о фальсификации. Мое мнение: вопрос очень спорный. В таком случае можно обвинить Илью Репина, что он изобразил своего друга Всеволода Гаршина вместо убиенного Ивана на своей картине «Иван Грозный и сын его Иван». Я не историк и судить об этом не вправе. Поэтому изображения де Томона здесь не привожу.
Василий Иванович Баженов (1737-1799). Присутствие Баженова в компании зодчих Санкт-Петербурга кажется довольно странным: известно, что он в основном работал в Москве. Единственным более-менее доказанным фактом является то, что он начинал проектирование Михайловского замка, который впоследствии завершал В.Бренна.
Огюст Монферран (1786-1858). Родился в предместье Парижа. Точных сведений о его детстве нет.
По приезду в Россию по приглашению Александра I, французский зодчий сразу же принял участие в конкурсе на строительство нового Исаакиевского собора, представив аж 24 проекта. Cтроительство Собора стало делом всей жизни архитектора.
Вторым его знаменитым творением стала Александровская колонна на Дворцовой площади. Последняя работа зодчего — памятник Николаю I на Исаакиевской площади.
А вот с Александром II у него отношения не сложились. Говорят, что случилась следующая история. В скульптурном декоре Исакиевского присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил свою фигуру с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив на это внимание, император не подал руки архитектору, даже не сказав ни слова благодарности. Монферран расстроился, ушел домой не дождавшись окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.
Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но это не разрешил Александр II: негоже католику покоиться в православном храме. Было дозволено только обнести гроб с телом архитектора вокруг собора, провести в нем панихиду и установить бюст, созданный из всех видов камня, использовавшихся при строительстве. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен. Впоследствии могила его затерялась.
Доменико Андреа Трезини (1670-1734) родился в швейцарском городе Астано, архитектурному делу учился в Венеции.
В 1706 году Доменико Трезини был приглашен для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. А в 1712-1733 годах архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I. В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение — Здание Двенадцати Коллегий — первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.
В Петербурге есть еще 2 памятника, посвященных архитектору: Доменико Трезини на Университетской набережной и Рука Творца во дворе музея городской скульптуры.
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси (1775-1849). Карл Росси является автором не только отдельных зданий, но и целых архитектурных комплексов:
1818-1822 — дворцовый комплекс на Елагином острове.
1819-1825 — реконструкция пространства с юга от Марсова поля (дворец великого князя Михаила Павловича, Михайловский сад, Михайловская площадь (ныне площадь Искусств), Манежная площадь).
1819-1829 — завершено формирование Дворцовой площади. Здесь им было создано здание Главного Штаба со знаменитой аркой.
до 1834 года — создание единого ансамбля Александрийской площади (сейчас площадь Островского) с Александринским театром как композиционным центром, за которым архитектор проложил Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси). Здесь Росси была создана самая симметричная улица в мире. Длина улицы Зодчего Росси — 220 метров, ширина — 22 метра, высота строго симметричных зданий — 22 метра.
1824-1839 — окончательное оформление Сенатской площади (сейчас площадь Декабристов) со строительством зданий Сената и Синода.
Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811), родился в Санкт-Петербурге в семье адмиралтейского служащего.
Самое известное здание, созданное Захаровым в Санкт-Петербурге — здание Адмиралтейства. Оно стало единственным сооружением архитектора, дошедшим до наших дней без изменений. Также он, будучи главным архитектором Адмиралтейств-коллегии, создал ряд проектов для Кронштадта, в том числе Андреевский собор. Для Санкт-Петербурга им были сделаны проекты перестройки провиантских складов, Морских казарм (на месте Дворца Труда), Морского госпиталя и Галерного порта.
Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), родился в Париже. Пожалуй, он самый известный и «плодовитый» из архитекторов Петербурга. Вот только несколько его питерских работ (а ведь еще он успел создать шедевры в Латвии, Москве, Киеве!):
В 1744 году принимает участие в строительстве Аничкова дворца, начатого Земцовым.
В 1747 году начинает перестраивать дворец в Петергофе.
В 1748 году императрица Елизавета поручает ему строительство Смольного монастыря.
В 1748 году Растрелли начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе, ставшего одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века.
1752-1754 годы — по проекту Растрелли строится дворец Строгановых.
В 1753 году Елизавета Петровна издает указ о начале строительства нового Зимнего дворца. Завершается оно уже при Петре III, который пожаловал Растрелли звание генерала-майора и орден Святой Анны.
В 1758 году по проекту Франческо началось строительство Гостиного двора. Однако вскоре оно было приостановлено — купцы посчитали его слишком дорогим. В 1761 году строительство возобновилось, но уже по другому проекту.
При Екатерине II итальянцу перестали давать важные заказы — его стиль барокко стал считаться немодным. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: «Архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются».
Ни точная дата смерти, ни место захоронения до сих пор являются неизвестными.
Кстати…
Один из стульев Александр Таратынов оставил свободным — каждый может присесть и как бы принять участие в обсуждении плана города.
Лучше б Баженова на Кваренги поменял.
Тот случай , когда составил ребятам компанию:)