Расшифровка анализов онлайн Канал о магии Инфокурс Юнг слционика Репетитор мебель в питере под заказ
Общество

21 сентября 1721 года в

21 сентября 1721 года в Петербурге был заложен рукотворный остров Новая Голландия.

Сегодня это одно из любимейших мест отдыха петербуржцев. Однако так было не всегда. На протяжении почти всего существования острова он был закрыт для посторонних. Потому горожане могли видеть только его стены.

Однако обо всем по порядку. Начнем с того, что на самом деле Новая Голландия — это не один, а сразу два рукотворных острова, входящих в единый комплекс, ограниченный рекой Мойкой, а также Крюковым и Адмиралтейским каналами. Внутри этого треугольника располагается пруд, соединенный внутренними каналами с Мойкой и Крюковым каналом. Пруд этот появился еще во времена Петра Великого — тогда же, когда и сама Новая Голландия.

Казалось бы, в дельте Невы и без того немало островов, зачем же здесь создавать еще один своими руками? Однако на то были причины. Дело в том, что одновременно со строительством самого Петербурга на берегах Невы велось строительство флота для войны со Швецией. Адмиралтейство с верфью появляются на карте нового города еще в 1704 году. Доставку материалов для строительства кораблей было проще осуществлять по воде, и потому на Адмиралтейской набережной прорывают Крюков и Адмиралтейский каналы.

Образовавшийся в результате треугольный кусок суши и был назван Новой Голландией. Как считается, это связано с расположенной рядом «Голландией» — районом, полным иностранцев-корабелов, среди которых первейшими были, разумеется, голландцы.

Новообразовавшемуся острову пустовать не дали: здесь стали хранить корабельный лес. Позднее, в 1730-х годах, на острове возводятся деревянные сараи для сушки досок. Оказавшийся в ту пору в Петербурге путешественник так описывал остров: «Напротив канала у упомянутых пеньковых и такелажных складов расположена Новая Голландия, то есть амбары для дубового корабельного леса – как начерно обтесанного, так и в больших бревнах и досках. Амбары эти – деревянные, но все стены сделаны решетчатыми, чтобы воздух хорошо проветривал помещения и высушивал доски. Зимой и в сырую погоду все эти отверстия закрывают, опустив парусину».

Спустя немного времени деревянные амбары обветшали, и перед Адмиралтейств-коллегией встала задача заменить их. Архитектор Савва Чевакинский (создатель расположенного неподалеку Никольского собора) составил несколько проектов переустройства Новой Голландии, из которых (с некоторыми изменениями) был принят только четвертый — спустя почти полтора десятилетия после начала работы над планом.

Итоговый проект предусматривал возведение сараев, в которых лес хранился бы не горизонтально, а вертикально. Это позволило бы избежать гниения дерева, а заодно бы сэкономило полезную площадь помещений. Проект был утвержден в 1765 году, однако работу над фасадами поручили не Чевакинскому, а другому архитектору — Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту. Он-то и создал известные каждому петербуржцу краснокирпичные корпуса, выполненные в стиле раннего классицизма. В частности, именно его замыслу принадлежит грандиозная арка над каналом, соединяющим «Ковш» (пруд в центре острова) с Мойкой.

Однако во время строительства возникла трудность, вызванная неточностью обмеров острова: арка Деламота была не рассчитана на действительную ширину канала, а корпуса Чевакинского — на рельеф острова. В результате вскрывшихся ошибок Чевакинский был отстранен он работ, а его место занял инженер Иоганн Герард. Он переработал имевшийся проект и приступил к делу. Существует анекдот, как Герард сделал вид, что потерял чертежи Деламота, чтобы получить возможность самому составить план острова. Однако мошенничество вскрылось, и Герарду пришлось работать с уже имевшимся проектом.

Как бы то ни было, но корпуса стали строиться, и уже в 1773 году в них поступили первые партии леса. Окончательно же работы над ними были завершены только к началу 1780-х годов. Стоит отметить, что из-за войн со Швецией и Турцией проект не был воплощен целиком: так, не была построена арка со стороны Крюкова канала, стены корпусов остались неоштукатуренными. Однако это не мешает нам называть Новую Голландию одной из жемчужин Петербурга и одним из главных украшений района Коломны.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Яндекс.Метрика 4508650191ceed38
Закрыть
Закрыть